Муниципальное автономное

дошкольное образовательное учреждение 

г.Нягани "Детский сад №5 "Дубравушка"  

Инклюзивное образование

 

  

 Деятельность ДОУ в аспекте инклюзивного образования осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ 

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Приказ Минобрнауки России N 1082 «Об утверждении положения о ПМПК» от 20.09.2013, ст. 2

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"

  • Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» (Приложение п. 2.1).

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.06.2013 № ИР-535/07 "О коррекционном инклюзивном образовании детей"

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 No1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 года №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 №792-р
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 №2181-р

РЕГИОНАЛЬНЫЙ   УРОВЕНЬ

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры от 04.05.2016 №703 » Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ»
  • Постановление Правительства ХМАО-Югры от 13.10.2013г. №543-п "Об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в ХМАО-Югре...
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.09.2013 № 359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации»

  • Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 22.06.2017 г. №321-рп "О внесении изменений в распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 05 мая 2017 года № 261-рп "О Концепции комплексного сопровождения людей с расстройством

  • Приказ от 19.07.2017 № 647-р|753|1145|208|231|230|204  "Об утверждении состава и положения о деятельности межведомственной рабочей группы по развитию региональной  системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском округе - Югре"

  • Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 05.05.2017 г. №261-рп "О Концепции комплексного сопровождения людей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре до 2020 года"

  • Распоряжение Заместителя Губернатора от 13.11.2017 г. №769-р "Об утверждении состава и положения о деятельности рабочей группы по развитию региональной системы комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре"

  • Приказ ХМАО-Югры "Об утверждении порядка межведомственного взаимодействия базовых организаций при оказании комплексной помощи людям с расстройством аутистического спектра, детям с группой риска с признаками расстройства аутистического спектра и раастройством аутистического спектра, их семьям в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре" № 790 от 07.09.2017

  • Концепция развития инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

 

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

  • Постановление Администрации города Нягани от 26.05.2017г. №1667 " О внесении изменения в постановление Администрации города Нягани от 03.12.2015г №4795 "О плане мероприятий ("дорожной карте")  по повышению значений показателей доступности в приоритетных сферах жизнедеятельности  для инвалидов и других маломобильных групп в муниципальном образовании город Нягань"
  • Приказ Комитета образования и науки Администрации г.Нягани №592 от 27.11.2015 г. "Об утверждении состава творческой группы по введению инклюзивного образования"

  • Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи детям инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям с генетическими нарушениями, детям из групп риска развития стойких нарушений функций организма, из групп социального риска

  • Приказ Комитета образования и науки от 23.05.2022 № 323 "Об утверждении муниципального комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года)"

  • Приказ Комитета образования и науки от 31.08.2022 № 512 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожная карта") по реализации Концепции компелаксного сопровождения инвалидов, детей-инвалидов в образовательных организациях города Нягани до 2023 года" 

  • Постановление Администрации города Нягани от 11.05.2018г. № 1487 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по оказанию ранней помощи детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, детям с генетическими нарушениями, детям из групп риска развития стойких нарушений функций организма, из групп социального риска"

 

ЛОКАЛЬНЫЕ АКТЫ ДОУ

 

 

     Понятие «инклюзии» в образовании «Инклюзивное» образование – это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.

 Это гибкая система, где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе.

Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану. Следует отметить, что термин «инклюзия» пока не имеет четкого определения. В литературе можно встретить следующие формулировки: Инклюзия – это процесс признания и реагирования на разнообразие потребностей всех учащихся. Инклюзия – это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии.

Инклюзия – это принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) Инклюзия – это возможность для всех учащихся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Цель такой (инклюзивной) школы – дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, самого активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым, обеспечивая наиболее полное взаимодействие и заботу друг о друге, как членах сообщества. Разнообразие в определении понятия «инклюзия» связано с тем, что это процесс, ориентированный на поиск новых способов удовлетворения образовательных потребностей каждого участника, соответственно определяемый по-разному в зависимости от обучающей ситуации и контингента детей.

 Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Важным условием успешности инклюзивного образования является обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе.

Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

 

 

15 правил для родителей, воспитывающих «особого» ребенка

1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой, как все.

2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются.

3. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя «жертвой», отказываясь от своей личной жизни.

4. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.

5. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решений.

6. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться вами.

7. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требование чрезмерным.

8. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас.

9. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.

10. Не отказывайтесь от встреч с друзьями, приглашайте их в гости.

11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.

12. Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную.

13. Общайтесь с семьями, где есть «особые» дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.

14. Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, вы не виноваты.

15. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ХМАО-ЮГРЫ

 

 Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 11.01.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения